Реакция художника на окружающий мир тем загадочнее, чем последовательнее в своем творчестве он избегает намеков на неприглядную сторону действительности. Творчество Жоржа Кочубея в очередной раз иллюстрирует эту загадку.


Андрей Иванов

 
   

Красота, рождённая Японией

 

Первого марта в Приморской государственной картинной галерее совместно с Генеральным консульством Японии во Владивостоке открылась персональная выставка художника Содзин Кисараги «Красота, рождённая Японией». Рассказывает об этой экспозиции куратор арт-проекта заведующая выставочным отделом ПГКГ Надежда
ПРАНТЕНКО.


Содзин Кисраги псевдоним художника Хиросэ Масато. Это имя дал художнику его духовный наставник в синтоистском храме. Если перевести имя с японского, получится «Подобный Луне», что для жителей островного государства означает «мягкий», «приятный». Добавим к этому «загадочный», «таинственный», и проявится не только характер человека, рождённого под знаком Луны, но и ощущение от картин мастера. Для своих 45 лет Содзин Кисараги имеет довольно большой список персональных выставок. С творчеством художника из префектуры Айти познакомились зрители не только Японии, но и Франции, Бельгии, Испании, Соединённых Штатов Америки и других стран. У себя на родине профессиональный художник работает в «Ате-
лье Кисараги Ан». Традиционный чайный дом госпожи Танака Нобуко, которая стала его менеджером, превратился в небольшой выставочный зал японской культуры.
У художника особая ответственность за восприятие зрителем его творчества. Он изучает
залы, которые примут выставку, и большинство произведений создаёт специально для предстоящей площадки. По просьбе господина Кисараги Приморская государственная картинная галерея заранее выслала ему фотографии выставочного зала. Именно для этого пространства Содзин Кисараги создал тематические серии своих произведений, тесно связанных с неотъемлемыми составляющими японской культуры «ваби» и «саби» (простота и углублённость) и «манобунка» (культура пустоты). Сам художник сформировал экспозиционное пространство выставки «Красота, рождённая Японией».
Для Кисараги очень важно, чтобы выстроилась целостная композиция, наполненная
восточной философией. Чтобы передать не только зрительный образ, но и «ощущение Вселенной», «ощущение звука». Как считает художник, Вселенная особенно остро чувствуется в свя-щенных местах, как гора Фудзи, водопады. Сюжеты своих картин Кисараги наполняет символическими существами журавль символизирует земную жизнь, дракон Восток, тигр – Запад, светлая птица Феникс Север, огненная -Юг. Кроме того, традиционная японская культура обожествляет Дракона, Тигра и Птицу Феникс. Замкнутость и сдержанность характера островного народа выразилась в особой поэтической образности, созерцательности и любовании красотами родного края.
Пейзажи Кисараги отличает декоративность и чистота яркого цвета. Для передачи вселенского пространства художник использует золото, сложные оттенки серого и зелёного цветов. Его произведения полны гармонии. Они настолько композиционно выверены, что изменение положения любой детали могло бы кардинальным образом изменить эффект целого. Кисараги не боится подсказывать зрителю ассоциативные
ходы своих композиций. Например, рядом с названием работы «Ручей» на этикетке стоит пояснение: Изображение умиротворенной мелодии, где спокойная речка представляет собой нотную тетрадь, а журавли – нотные знаки. Или: «Синяя сила» – Изображение попытки избавления от загрязнения окружающей среды силами природы; «Наступление» Заканчивается ночь, в пространстве витает дух бескрайних просторов. Работает Содзин Кисараги под звуки музыки, которая по духу близка идее картины. Исповедуя традиционные духовные ценности своего народа,
художник выступает экспериментатором в тех Красота, рождённая Япониейнических приёмах творчества. В основе техники акрил и тушь – водные краски. Именно свойства
воды, относясь к ней как к одушевлённому предмету, использует Содзин Кисараги, примешивая в краски самые различные компоненты. Иногда в качестве кистей у него
выступают природные компоненты или обиходные вещи. Как в пейзажной монохромной живописи тушью, так и в плотно написанных композициях с золотым фоном Кисараги обнаруживается несомненное влияние традиционных японских стилей. Идеи движения, мимолётности и изменчивости мира переполняют художника, вызывая глубокие чувства, которые в полной мере передаются и зрителю. Духовная глубина этих работ, постоян-
ное стремление автора к постижению совершенства в жизни и творчестве подтверждается и тем, что его произведения можно видеть в знаменитых синтоистских и буд-
дийских храмах по всей Японии.В этом году исполняется двадцать лет твор-
ческой деятельности мастера. И выставку «Красота, рождённая Японией» можно расценивать как некоторый итоговый проект двух десятилетий. В более чем сорока экспонирующихся произве-дениях Содзин Кисараги демонстрирует своё художественное мастерство, глубину философской мысли, бесконечную благодарность Природе.