О нем можно сказать: скромность-сестра таланта. Светская жизнь и количество званий не манили художника. Все, в чем он нуждался, это изо дня в день писать картины, жить в тихом живописном местечке с дружной родной семьей.


Анастасия Че, газета "Золотой Рог"

 
   

Пленительные лики любви и красоты

 

В день Святого Валентина зрители выставки «Пленительные лики любви и красоты» любовались не только произведениями экспозиции, посвящённой популярному у молодёжи Дню всех влюблённых, – внимание посетителей привлекала прелестная девушка в белоснежном пышном наряде невесты и сосредоточенный, полный ответственности момента молодой человек.

День свадьбы очаровательная пара решила отметить походом в художественный музей, сфотографироваться у шедевров изобразительного искусства, посмотреть работы, воспевающие любовь и красоту, радость бытия, любовные переживания и перипетии. Этот визит сотрудники галереи сочли знаковым. Именно для молодежи и задумывалась выставка. Сегодня, когда красота далеко не всеми рассматривается как объект поклонения, а обнаженное тело, любовный акт стали слишком доступными, даже можно сказать навязываемыми, человеку всеми видами СМИ, сотрудники галереи решили предложить молодому зрителю очистить восприятие от негативных шаблонов, вернуть ему первозданную свежесть. Предложить Искусство, а не шоу. Обнаженная натура ближе, чем жанры натюрморта, пейзажа или портрета, ассоциируется с понятием искусства как такового. Как сказал Н.А. Бердяев, «эротическое потрясение – путь выявления красоты в мире». Любопытно наблюдать, как похоже и в то же время глубоко по-разному подходят художники к жанру, как меняются с течением столетий и даже десятилетий запечатленные ими образы. В античном мире красота тела отождествлялась с мужской обнаженной натурой. За некоторыми исключениями греки демонстрировали полное отсутствие интереса к женскому телу, которое они считали непропорциональным. Обнаженная женская натура является открытием эпохи Возрождения. Среди великого множества произведений изобразительного искусства
эротического направления имеется ряд сюжетов, встречающихся чаще других: боги и богини Олимпа, мифологические и библейские герои («Амур и Психея» Франсуа Жерара,
«Цирцея» Доссо Досси), Пиг-малион и Галатея, Парис, Да-ная, Персей и Андромеда и др.
В предложенной экспозиции эта эпоха была представлена копией со знаменитой картины итальянца Тициана Вечеллио «Кающаяся Мария Магдалина», выполненной неизвестным мастером в XIX веке. Женщина как воплощение высшей красоты, игнорируя чужойвзгляд,
открывает свое тело, отдыхает под этим взглядом. Едва ли желание или искушение может
нарушить подобное чистое созерцание. Обнаженное тело по законам жанра дистанцируется от какого-либо отношения к интимности. Академическая композиция первой половины XIX века Петра Басина «Вакханалия» стоит в том же ряду.В XIV-XVIII веках художники если и используют обнаженное тело в качестве натуры, то лишь для того, чтобы в картине она представала как олицетворение мифологических или религиозных образов. Однако уже в галантных сценах в стиле рококо перед зрителем предстают хоть и театрализованные, но все же образы обычных людей современников художника. А великий Франсиско Гойя в своих портретах («Обнаженная Маха», «Две девушки») вопреки традициям воплощает далекий от академических канонов, характерный для испанок тип чувственной женской красоты. Включенные в экспозицию произведения старых русских мастеров, российских и приморских живописцев XX-XXI
веков позволили осветить тему выставки с разных сторон – не только обнаженная натура, но и моменты любовных отношений: ухаживание, свидание, ожидание. («Галантная сцена» Неизвестного художника XVIII века, «Жанровая сцена» Неизвестного художника XIX века, «Свидание» С.П. Чайки, «Влюбленные» Р.В. Тушкина).
И еще одну тему отразила выставка – достойную восхищения Красоту («Женский портрет в черном» И.А. Ионченкова, «Лунный свет» О.К. Никитчик, «Портрет жены»
М.М. Аветова и «Портрет жены» М.И. Таболкина). Как явствует из названия работ и их авторов, экспозиция состояла из двух частей более двадцати произведений старых и современных русских и западноевропейских мастеров (Карл Брюллов, Сергей Судейкин, Владимир Лебедев, Юрий Пименов и др.) были размещены в зале временных выставок, а в Малом зале заняли своё место десять факсимильных копий из широко известной коллекции Нади Леже (Огюст Ренуар, Поль Гоген, Амадео Мадильяни, Жан-
Батист Грёз и др.). Кроме того демонстрировался слайд-фильм из 250 репродукций
эротической живописи запад-ноевропейских стран от эпохи Возрождения до ХХ в. Выставка работала с 12 по 26 февраля.