В жизни достаточно скучных вещей, поэтому не будем увеличивать их число. Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть большой и значимой, одновременно оставаясь радостной.


Жорж Кочубей

 
   

Дюге или Гюден

 

Картина, о которой пойдёт речь, - «Марина» французского художника Гаспара Дюге (1615-1675), х., м., 37х60. Ж-385. Так она значилась при передаче среди других произведений в фонд Приморской государственной картинной галереи (в год её создания 1966-й) Краеведческим музеем им. В.К. Арсеньева. В Краеведческий музей работа поступила в 1930 году из Государственного музея изящных искусств (МИЗИС). Коллекция западноевропейского искусства в нашей галерее немногочисленна, представлена довольно случайным набором вещей разных стран, эпох, мастеров.

Её изучением занимались на протяжении более чем 40 лет несколько сотрудников, не оставивших, к сожалению, ни каталога, ни атрибуций (установление авторства произведений). Одной из сотрудниц на картине «Марина» была обнаружена не замеченная ранее подпись, позволившая предположить, что это работа другого автора. Однако атрибуция не была проведена, картина по-прежнему значилась в фондовых документах ПГКГ как произведение Гаспара Дюге. Отметим тот факт, что в инвентарной карточке Ж-385 не упоминается о подписи на лицевой стороне холста. При визуальном исследовании картины действительно была обнаружена слабо видимая подпись «T.Gudin.1851» (слева от центра, красной краской, на изображении бе-
рега). Итак, согласно первоначальной версии, автор работы Гаспар Дюге. Это французский живописец и график, пейзажист. Жил и работал в Италии. Находился под влиянием известного французского художника Никола Пуссена, из-за чего получил прозвище Гаспар Пуссен. Дюге был автором классицистических пейзажей в духе Пуссена. Стилистически «Марина» из коллекции ПГКГ не соответствует произведениям Гаспара Дюге. Изображение моря не характерно для его творчества. Ср.: Гаспар Дюге, «Лесной пейзаж», х.,м., 97,5х136,5. Пост. В 1779, приобр. из собр. Уолпола в замке Хоутон-Холл
(Англия). ГЭ, Санкт-Петербург).Ср.: Никола Пуссен, автор морского пейзажа?«Осень, или Сбор винограда в Земле обетованной», 1660-1664.Х.,м.,118х160 см, Лувр, Париж.
Словарь Брокгауза и Ефрона говорит о том, что произведения Г. Дюге встречаются во многих коллекциях, а в Императорском Эрмитаже имеется пять картин этого художника: два пейзажа (№№ 1423 и 1424); «Гористый итальянский вид», № 1425, «Водопад»,
№ 1426 и «Лес», № 1427. Упомянутые здесь названия пейзажей косвенно подтверждают, что морские пейзажи Гаспар Дюге не писал. Следует указать, что на обороте нашей картины нет никаких указаний на принадлежность ее к коллекции Императорского Эрмитажа.В нижней части картины, слева от центра, красной краской подпись и дата: «T.Gudin. 1851». Подпись мало заметна. Этим, вероятно, объясняется тот факт, что в инвентарной карточке отдела фондов ПГКГ о ней не упоминается. Наличие подписи наводит на предположение о том, что данная работа принадлежит кисти французского мастера XIX века Теодора Гюдена.Вот что об этом художнике говорит «Энциклопедический словарь» Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона (т. IX –А, с. 960): «Жан-
Антуан-Теодор Гюден (T.Gudin, 1802-1880) - знаменитый при жизни французский художник, прославился своими морскими пейзажами. С 1822 по 1880 год выставлялся в парижском Салоне. В 1841 году работал в Петербурге по приглашению императора Николая I. «Число исполненных им картин огромно <…>. В С-Петербурге его картин несколько в императорских дворцах и у частных лиц; одна (Морское сражение) в Кушелевской галерее академии художеств».Стилистически произведения Гюдена близки исследуемому произведению (Ср. Гюден Теодор, «Берег моря», х., м., 33,5х47. Справа в середине картины, на выступе кирпичной стены, подпись и дата: «T.Gudin.1826». Пост. в 1946 г., приобрет. через ЛГЗК – Государственный Эрмитаж) (ГЭ, Западноевропейская живопись. Каталог.1. Италия, Испания, Франция, Швейцария.- Л., изд. «Аврора». 1976 г., с. 250)Как в работе из коллекции ПГКГ, так и в произведении из коллекции Государственного Эрмитажа большую часть композиции занимает небо, на переднем плане изображен берег, фигуры людей, занятых своими делами; в гавани - корабли со спущенными или поднятыми парусами. Обращает на себя внимание и схожее расположение и содержание авторской подписи, включающей не только имя, но и дату. Еще одним косвенным доказательством того, что автором картины является не Дюге, служит штамп на обратной стороне холста: «Paris». Следовательно, холст был изготовлен в Париже. Однако Дюге работал всю жизнь в Риме и использовал, скорее всего, холст итальянского производства. Наша картина попала во Владивосток из Государственного музея изящных искусств (с 1932 – ГМИИ). Собранием подлинников, согласно исторической справке о музее, он стал окончательно в 1920-1930-х годах, когда после
перераспределения музейных фондов страны возникла картинная галерея. Она объединила работы зарубежных художников из бывшего Румянцевского музея, собраний
П.М. Третьякова, князя Юсупова, Шуваловых, Д.И. Щукина и других коллекционеров. И
всё-таки решающее значение для формирования картинной галереи имели поступления из
Государственного Эрмитажа. Историческая справка о собрании живописи в Музее изящных искусств дает возможность предполагать, что наша картина попала туда,скорее всего, из частной коллекции. На обороте картины, на верхней планке подрамника, имеется бумажная наклейка с надписью черными чернилами: «№ 6. Л.Л.Плещеев (последняя буква неразборчива). Попытка найти человека с такими инициалами по фамилии «Плещеев(-а)» не увенчалась успехом. Манера письма, чернила, качество бумаги, из которой сделана наклейка,наводят на предположение,что наклейка относится как раз к 1920-1930 годам, т.е. может иметь отношение не к владельцу картины, а, например, к хранителю коллекции. Безусловно, без техникотехнологического исследования, сравнения «Марины»
из собрания ПГКГ с эталонными образцами живописи Жана Антуана Теодора Гюдена невозможно утверждать бесспорно, что наша картина принадлежит кисти этого мастера. Но предположить это можно с достаточной вероятностью. А вот с очень высокой долей вероятности проведенное исследование позволяет утверждать, что данное про-
изведение не имеет отношения к творчеству Гаспара Дюге (прозванного Пуссеном). Рассмотрев собранные в ходе исследования материалы, Атрибуционный совет принял решение внести изменения в фондовые документы на картину .

Наталья Левданская, заместитель директора по научно-просветительской работе, заслуженный работник культуры РФ,член союза художников РФ.