Реакция художника на окружающий мир тем загадочнее, чем последовательнее в своем творчестве он избегает намеков на неприглядную сторону действительности. Творчество Жоржа Кочубея в очередной раз иллюстрирует эту загадку.


Андрей Иванов

 
   

Российские конструктивисты в Европе

 

2 февраля 2009 года в галерее Тейт Модерн (Лондон, Великобритания) открылась выставка «Родченко и Попова: определяющие направления в конструктивизме». Авторы и кураторы проекта – доктор искусствоведческих наук Маргарита Тупицина и директор галереи Тейт Модерн Винсенте Тодоли. Конструктивизм – направление в искусстве
ХХ века некоторых европейских стран, считающее основой художественного образа не композицию, а конструкцию.


Целью конструирования была организация оптимальной связи между элементами композиции. Появился конструктивизм сначала в архитектуре на заре ХХ века. Предвестником зарождения нового течения стала знаменитая Эйфелева
башня, построенная для Всемирной выставки в Париже в 1889 году. В России первая группа конструктивистов появилась в 1921 году. Эстетика конструктивизма в России во многом способствовала становлению современного художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое производство новые типы посуды, арматуры, мебели; художники разрабатывали рисунки для тканей и практичные модели рабочей одежды.
Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики и конструирования книги. Одними из родоначальников российского конструктивизма были авангардисты Александр Родченко и Любовь Попова. Принципиальный шаг от авангарда к конструктивизму художники делают после Октябрьской революции, они отходят от привычного студийного подхода к искусству и начинают активно участвовать в социальной жизни молодого государства, ведут активную агитационно-пропа-
гандистскую деятельность. С точки зрения Александра Родченко и Любови Поповой,
только универсальный язык абстрактных форм способен поставить искусство на службу народу. Представленная экспозиция показывает, как это убеждение привело их от живописи к дизайну, а затем от дизайна – к архитектуре, фотографии, графике
и созданию плакатов. В связи с этим на выставке наравне с живописью широко представлены графические работы, в том числе кино- и театральные афиши, эскизы
тканей, эскизы к рекламным плакатам. На выставке представлены не только шедевры из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Пушкинского музея, но и работы из российских региональных музеев и частных коллекций, большинство из которых европейские зрители увидели впервые. В частности, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» собрал для этой выставки
работы из художественных музеев Махачкалы, Иваново, Кирова, Слободского, Владивостока, Саратова, Красноярска, Нижнего Новгорода, Ярославля, а также Го-
сударственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» и Государственного музея В.В. Маяковского.После окончания работы выставки в Тейт Модерн её можно будет увидеть с 18 июня 2009 г. по 20 сентября 2009 г. в Государственном музее современного искусства (Фессалоники, Греция) и с 13 октября 2009 г. по 12 февраля 2010 г. в Музее искусств королевы Софии (Мадрид, Испания). Российские конструктивисты в Европе В собрании Приморской государственной картинной галереи хранится работа Л.С. Поповой «Конструкция»
(«Пространственносиловое построение») 1921. Фанера, масло. 70х52. Ж-268. Государственный музейновыставочный центр «РОСИЗО» включил её в передвижную
экспозицию, которую пожелали увидеть в своих стенах несколько европейских музеев. Публикуем информацию Дирекции выставочных проектов «РОСИЗО» о первой
такой выставке.