В жизни достаточно скучных вещей, поэтому не будем увеличивать их число. Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть большой и значимой, одновременно оставаясь радостной.


Жорж Кочубей

 
   

Умозрение в красках

 

Святочные январские дни завершает один из главных, двунадесятых, православных праздников Крещение Господне, или Богоявление, который отмечается 19 января по новому стилю. Среди 144 произведений древнерусской живописи, хранящихся в Приморской государственной картинной галерее, есть и икона «Богоявление. Крещение»

Святочные январские дни завершает один из главных, двунадесятых, православных праздников Крещение Господне, или Богоявление, который отмечается 19 января по новому стилю. Среди 144 произведений древнерусской живописи, хранящихся в Приморской государственной картинной галерее, есть и икона «Богоявление. Крещение»
Она поступила из Государственного Русского музея во Владивостокский государственный
областной краеведческий музей в 1930 году, в 1966-м – передана Приморской картинной галерее. В центре иконы изображён Иисус Христос, стоящий в водах Иордана. Здесь использована обратная перспектива. Воды реки не скрывают фигуры Иисуса, а ложатся вокруг неё волнами зеленовато-охристого цвета. Тело Христа очерчено гибкой линией, в нём чувствуется и сила, и парящая лёгкость; поза устойчивая, статичная, с разворотом в три четверти влево, нимб крестчатый, только ему присущий. На берегу Иоанн Креститель, наклонившись к Христу, правой рукой благоговейно касается его головы. Три ангела, склонившиеся перед Христом, – его верные служители. В Евангелиях говорится, что во время крещения на Иисуса сошёл Дух Святой в виде голубя, а из раскрывшихся небес по-
слышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение». Это символически изображено в верхней части иконы через сегмент с нисходящими на Христа лучами.Так явилась Святая Троица: Бог Отец говорил, Бог Сын крестился и Бог Дух Святой сошел на Христа. Людям открылась тайна, которая раньше была скрыта от них: Бог один, но имеет три лица: Отец,Сын и Святой Дух. По-этому праздник Крещения называется еще и праздником Богоявления. Русская икона – не просто иллюстрация Священного писания ,это одна из форм откровения и Богопознания. Её не случайно называют умозрением в красках. Особым сюжетно-образным строем она являет созерцанию идею, духовный мир в его надмирной красоте.

Людмила Варламова старший научный сотрудник.