О нем можно сказать: скромность-сестра таланта. Светская жизнь и количество званий не манили художника. Все, в чем он нуждался, это изо дня в день писать картины, жить в тихом живописном местечке с дружной родной семьей.


Анастасия Че, газета "Золотой Рог"

 
   

Становление искусства во Владивостоке. 1890-1920-е гг.

 

Поскольку основали и обживали Владивосток военные, именно военное ведомство в первые десятилетия существования города было центром его общественной и культурной жизни. Изредка проводились чтения, самодеятельные музыкальные и театральные вечера, представления.

Первые выставки местных художников-офицеров про-
шли в приморском городе в 1896 и 1899 годах. Благодаря тому что Владивосток был объявлен порто-франко, население его быстро росло, в ХIХ веке он значительно опережал
Благовещенск и Хабаровск по развитию и росту влияния изобразительного искусства на жизнь горожан. В феврале 1900 года было учреждено Владивостокское общество поощрения изящных искусств (ВОПИИ). Общество приняло эстафету координирующего центра от Общества изучения Амурского края, причём на более солидном уровне: оно имело реальную поддержку общественности, в том числе и финансовую. Теперь регулярно в музее Общества изучения Амурского края проводились занятия в рисовальных классах, отдельные уроки по рисованию с «живой натуры», чтение рефератов и беседы на темы искусства. На выставках, периодически организуемых ВОПИИ, выделяются отдельные авторы-фавориты. Кроме о групповых, в пери-
одических изданиях встречаются упоминания и о персональных показах, а также
о выставках передвижных, экспонируемых поочередно во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске. До нас дошли несколько имён художников, работавших в нашем городе в
1910-1920-годы и оставивших яркий след в умах и сердцах современников. Среди них Василий Алексеевич Баталов, Павел Васильевич Любарский, Виктор Никандрович Пальмов. Появлению в собрании Приморской государственной картинной галереи большинства работ этих и других художников данного периода мы обязаны уроженцу Владивостока, художнику, участнику Великой Отечественной войны Павлу Владимировичу Иванову, передавшему в дар музею свой архив и коллекцию живописи и
графики. В.А. Баталов сыграл особую роль в становлении профессионального изобразительного искусства во Владивостоке. Учился сначала в Одессе у Костанди, затем в Мюнхенской академии художеств. Во Владивостоке начал как гимназический учитель рисования, позже открыл частную художественную школу. Небольшие по размеру графические работы Баталова, написанные в годы иностранной интервенции в Приморье, интересны прежде всего как живые, наглядные и объективные свидетельства переломного
момента в жизни края. П.В. Любарский, по свидетельству П.В.Иванова, «обладал незаурядной художественной культурой и знаниями, хорошо понимал живопись». Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1913-1915), курса не окончил. Сотрудничал в газетах и журналах Дальнего Востока. Его плакат «Он умер, но
он живет в наших сердцах!» – первый плакат, созданный на смерть В.И.Ленина. По образности и стилистике он вполне соответствует общему состоянию наглядной агитации того времени. В.Н. Пальмов появился во Владивостоке в 1919 году вместе со знаменитым Давидом Бурлюком. Оба они были яркими представителями крайне левого фланга искусства и сразу громко заявили о себе не только футуристическими полотнами. Эпатируя публику, они ходили по городу ярко раскрашенные, в одежде немыслимых цветов. Этот рекламный ход привел к тому, что все охотно бежали на обсуждения и диспуты, устраиваемые «отцом русского футуризма» Давидом Бурлюком и его другом Виктором Пальмовым. Факты первых десятилетий существования Владивостока свидетельствуют, что основным жанром у дальневосточных художников с самого начала был пейзаж. Впервые в российском искусстве получила отражение суровая и прекрасная природа, отличающаяся по своей образности от привычной для зрителя природы средней полосы России.